1 авг. 2017 г.

По следам Юрковича к замку последнего чешского рыцаря

А еще мы заезжали в живописный городок Нове Место над Метуей, на здешнем сленге называемый "Новач". Привели нас туда Душан Юркович и его народная сецессия, вернее, его работы для владельцев замка в Новом Месте Бартонь-Добенинов. Двойная фамилия возникла в начале 20-х лет прошлого столетия, когда специальным декретом дворянам было запрещено носить родовое имя с предикатом (предлогом). В это время аристократы массово переделывали свои дворянские фамилии на двойные.



Род Бартоней из Добенина стал последним чешским дворянским родом, которому пожаловал титул император Франц Иосиф I. Самым известным и, можно сказать, самым успешным членом рода был прапрадед нынешнего владельца замка, Йозеф Бартонь, начавший свою карьеру обычным ткачом, а потом ставший владельцем текстильной фабрики в Находе и старостой города. Именно ему в 1912 году был пожалован дворянский титул "рыцарь" с предикатом "из Добенина" (важное место в чешской истории, упоминаемое в хрониках Козьмы Пражского к 1068 году), а также наследственный герб с символами текстильной промышленности - веретеном и ткацким челноком.

Семья Бартонь-Добенинов жила и работала в основном в Находе, поэтому и купила практически разрушенный замок в недалеком Новом Месте над Метуей. Восстановление и перестройку они доверили архитекторам Душану Юрковичу и Павлу Янаку. Также они приобрели и монастырь в Збраславе, бывший в то время промышленным объектом, и Юркович тоже работал над его реконструкцией. Бартонь-Добенины были известными меценатами и финансировали также достройку кафедрального собора Св.Вита, их именем названа одна из часовень храма.

Это, собственно, была прелюдия к тем работам Юрковича, которые мы могли видеть. Первой был ресторан на перепутье туристических троп в месте, называемом Пекло (Ад), там, где Олешенка впадает в Метую. Вообще-то, здесь когда-то давно стояла мельница. И на ней, как и полагается, водились черти - мельники, они ведь ребята непростые. Но со временем и развитием туристики черти поскучнели и на мельнице перестали молоть, а начали продавать пионерам чешского туризма воду, пиво и закуски. Даже танцевальную площадку устроили.



Дело оказалось перспективным, и фабрикант Бартонь (тогда еще не дворянин) к замку прикупил и мельницу, поручив Юрковичу переделать ее на придорожный ресторан. Архитектор, визиткой которого к тому времени уже стало сочетание элементов народного творчества и венского модернизма, очень аккуратно поиграл стилями и создал дом, который превосходно вписался в окружающее пространство, не нарушив уникальную сценерию природного заповедника. В напоминание о прошлом этого места Юркович сохранил мельничные жернова как столы возле ресторана, а водяное колесо посетитель найдет внутри здания в виде колонны.

Ресторан "Пекло", находясь на перекрестке всех туристических трасс в округе, очень популярен. Но не только туристы останавливаются здесь. Заведение в разное время посещали Ян Масарик, Эдуард Бенеш, Вацлав Гавел, Ливия Клаусова. У Алоиса Йираска есть красивая сказка о Пекле - связь с ней можно найти на камне с надписью "Могила жениха", расположенном на расстоянии около 200 метров от ресторана на правом берегу против течения Олешенки. В этих местах также проходили съемки чешских фильмов "Мы должны помогать друг другу" и "Смерь талантливого сапожника".


Далее следы творчества Юрковича привели нас в замок в Новом Месте над Метуей. О замке (и с фотографиями) уже подробно писала Анна Юнгманн здесь: https://www.facebook.com/anna.jungmann/posts/1607034786037110. Я лишь немножко добавлю. Душану Юрковичу вместе с другими ведущими архитекторами и художниками того времени удалось из разрушающегося замка создать современную резиденцию, украшенную в стиле сецессии, арт-деко, кубизма и функционализма. Вместе с тем были сохранены и реставрированы декоративные элементы времен возрождения и барокко. В замке были проведены водопровод, центральное отопление, электричество, телефон, установлены два лифта. Благодаря этому сегодня новоместский замок служит хорошим примером перестройки исторического объекта на современное жилье, в котором удачно соединены исторические и современные декорации и оборудование. Для неподготовленного посетителя этот замок - шкатулка с сюрпризом. Местами просящие о реконструкции внешние стены замка весьма контрастируют со стильным и богатым внутренним убранством.


Замковые сады расположены на террасах, разделенных бывшим оборонным рвом, через который Юркович перекинул крытый мост, выполненный, как уже все догадались, в стиле народной сецессии и считающийся одним из самых красивых мостов в Чехии. Во время нашей поездки в садах был наплыв свадебных процессий, поэтому в узком проходе мы не раз сталкивались с женихами и невестами, и их разодетыми гостями. Мост настолько популярен, что при последней реконструкции его, от греха подальше, укрепили металлическими пластинами. Сады, которые спроектировал Юркович, собственно, последние сады, созданные именно как замковые на территории Чехии до конца XX века.

Комментариев нет :

Отправить комментарий