30 мая 2014 г.

Как мы подтверждали аттестаты

Учебный год завершается, студенты сдали заключительные экзамены и делятся впечатлениями о времени, проведенном в Кристалле. Учителя подводят итоги, и совсем скоро успешные студенты получат свои сертификаты на торжественном собрании в Синей аудитории Каролинума.  Пора и нам обобщить информацию о подтверждении документов о среднем образовании в этом году.

Мы уже довольно подробно писали о том, что такое нострификация и почему большинству студентов, приехавших к нам после средней школы, приходится сдавать дополнительные экзамены, поэтому сейчас обратим внимание на статистику нынешнего года и изменения в организации экзаменов.



Успешность студентов в этом году близка к результатам прошлых лет. Примерно две трети студентов справились с задачей с первой попытки, остальным помешало несколько факторов:

1. Легкомысленное отношение к подготовке к экзаменам.
Нередко студенты, уже зная, какие конкретно экзамены они будут сдавать, имея вопросы для подготовки, но еще не зная точных дат экзаменов, просто не готовятся к ним. Когда же «гремит гром», т.е. школа присылает даты экзаменов, что-то серьезно учить уже поздно, месяц прошел зря и в гимназию студент идет, словно на эшафот.  С предсказуемым результатом. Тут можно возразить, мол, а курсы-то подготовительные на что? Но, во-первых, курсы дело сугубо добровольное, поскольку оплачиваются отдельно. А во-вторых, курсы реально помогут только тем, у кого есть еще со школы какие-то знания предмета, которые только нужно освежить и понять «как это будет по-чешски». В остальных случаях помогут лишь самостоятельные занятия и/или репетитор. И на это нужно время, которое – см. выше.  Причиной недостаточной подготовки иногда становится и переоценка собственных знаний. На самом деле, только единицам из всего потока студентов удается успешно сдать экзамен, почитав пару дней перед ним учебник или википедию.


2. Фатальное несовпадение объема и уровня знаний, полученных в своей средней школе, и требований, предъявляемым к учащимся на нострификационном экзамене.
Уже который год мы сталкиваемся с проблемой раннего профилирования учащихся средних школ и, как следствие, почти полное незнание предметов иного цикла, чем тот, на который была направленность в школе. Самый частый для нашего центра пример - гуманитарии vs предметы естественно-научного цикла.  И это очень печально, потому что, как видно из графиков выше, именно биология, география и химия из года в год лидируют при назначении нострификационных экзаменов. Вывод здесь один – нельзя учить одни предметы в ущерб другим. Даже если школа не обеспечивает должных  условий для изучения непрофильных предметов, нужно учить их дополнительно самим или с репетитором.


3. Разный уровень требований к знаниям студентов в разных гимназиях.
Эта проблема появилась из-за отсутствия точных правил  организации экзаменов и единых требований к ответам нострификантов. Закон определяет лишь органы, подтверждающие образование выпускников заграничных школ, и общие условия организации экзамена (состав приемной комиссии). Каждое учебное заведение имеет право проводить экзамены как в письменной, так и в устной форме. У каждого учебного заведения есть собственный перечень вопросов для подготовки к экзаменам. Преподаватели каждого учебного заведения имеют свой взгляд на достаточность или недостаточность ответа экзаменуемого.  В этом учебном году наши студенты сдавали нострификационные экзамены в 10 разных учебных заведениях, 5 из которых могут быть репрезентативными для статистических выводов. Самая высокая успешность была в гимназии Na Zatlance – 87%, далее идут три гимназии с почти одинаковым показателем, отвечающим средней успешности по всей республике – Nad Štolou (78%), Karlínské (76%), Postupicka (74%). Особняком в этом ряду стоит гимназия Akademické – только 53% наших студентов справились там с экзаменами. Не хотелось бы делать поспешных выводов, информация передана в отдел образования пражского магистрата, который занимается назначением экзаменов и гимназий.


Как вы уже знаете, количество назначаемых экзаменов может варьироваться в зависимости от учебных планов, которые студенты привозят с собой.  Эти планы (справки о количестве учебных часов) сравниваются со стандартными программами обучения в Чехии.  Чем выше разница в количестве учебного времени, тем большее количество предметов может быть назначено. А может быть и отказано в нострификации, если в привезенном учебном плане указано совсем небольшое количество часов. В этом году по 3 экзамена было назначено 75% наших студентов. Все они закончили 11-летнюю среднюю школу и в их студенческих планах количество часов было более половины стандартного учебного времени в чешских гимназиях. 24% студентов должны были сдать 4 экзамена, речь также идет о выпускниках 11-летних школ, но в их учебных планах указано менее 50% учебного времени по сравнению с чешскими программами. 1 экзамен был назначен единственной студентке с аттестатом 12-летней школы (75% учебного времени). А еще одна студентка (выпускница 11-летки) получила назначение 5 экзаменов – ее учебный план составлял менее 45% объема чешских образовательных программ.

Еще одно ужесточение коснулось нас в этом году – отмена возможности пересдачи экзамена в рамках одной нострификации. Т.е. все экзамены (сколько бы их не назначили) нужно сдать с первой попытки. Уже сейчас можно предположить, что количество неудачных нострификаций резко возрастет, потому что довольно много студентов все-таки воспользовалось правом пересдачи одного экзамена. Но и эта ситуация не катастрофична. Просто после неудачи нужно дождаться официального решения об отказе в признании аттестата и сразу же подать документы на новую нострификацию. Поступать так можно неограниченное количество раз, но время в этом случае играет против студента.  Документы о подтверждении аттестата часто нужны или к моменту подачи заявления, или к вступительным экзаменам, или к записи в студенты вуза. А по закону сотрудники отдела образования могут рассматривать документы в течение 30 (а иногда и 60) дней. Но надо отдать должное работе чиновников в этом году - не было ни одной неоправданной задержки в рассмотрении, наоборот, многие назначения и документы были готовы гораздо раньше (в отличие от предыдущих лет).

Комментариев нет :

Отправить комментарий