5 февр. 2014 г.

Опыт поступления на режиссуру в университете Томаша Бати

Автор Илья Гурьянов

Меня зовут Илья и я хотел бы рассказать о своем опыте поступления на факультет режиссуры. До своего приезда в Чехию я успел получить образование в Санкт-Петербурге, пусть и по другому профилю. Последние несколько лет я снимал с друзьями видео и клипы, больше для развлечения (но сколько история знает примеров, когда увлечение становится профессией!), в общем ничего серьезного, однако они были чем-то большим, нежели просто «любительски снимки». С таким багажом и тремя месяцами изучения чешского я постучался в дверь европейской кино-школы. Я не буду описывать процесс сбора документов, подачи приглашки, навыки и знания, которыми следует обладать,  но подробно остановлюсь на подготовке портфолио и экзаменационном периоде.

Портфолио
Порфолио – одна из важнейших частей вашей заявки. Это тот фасад, по состоянию которого будет приниматься решение пригласить вас на экзамены или нет. Именно из-за портфолио отсеивается до 80% абитуриентов. Поэтому стоит со всем вниманием отнестись к подготовке «творческого задания». На FAMU срок сдачи работ обозначен 31 ноября, на UTB 13 января. Так как требования к портфолио в двух ВУЗах примерно схожи, я опишу тот опыт, который оказался удачным. Итак, до 13-го января мне следовало сдать следующие работы:
- Фильм длиной не более 10 минут на свободную тему
- Технический сценарий предоставленного фильма
- Аудиовизуальный автопортрет длиной не более 3 минут
- Сочинение на тему «Почему вы выбрали профессию режиссера?» объемом минимум на три нормостраницы
- Резюме

Приступить к съемкам фильма (если у вас еще нет такового) следует намного заранее, я советую, как минимум за полгода до сдачи портфолио. Но боюсь и это не спасет от откладывания на последний момент монтажа. Как следствие, весь отснятый летом материал я доводил до ума в середине ноября.  Определенно, не имеет решающего значения на какую камеру снят фильм, вы – абитуриенты, только начинающие свой путь, никто от вас не требует шедевральной картинки высокого разрешения. Куда более важно – как снят фильм. Драматизм сюжета, ритм повествования кино-язык, умение работать с актерами и камерой. При написании сценария важно определить задачу, сверхзадачу и конфликт (драму), не буду далее описывать подробно, так как во многих учебниках (того же Кулешова) пошагово разбирается подобный процесс. При подготовке сценария следует всерьез задуматься  над рабочими моментами – определить что требуется от актера в заданной сцене, а потом и объяснить ему задачу. То же с камерой – после определения крупности кадра, «внутрикадрового» монтажа, важно объяснить вышеописанное оператору. Повторюсь, если технические погрешности вам простят, то неуклюже построенный кадр или фальшь в игре актера будут минусами.

От вас также потребуют технический сценарий данного фильма. Единой общепринятой конструкции его составления не существует, примеры подробно разбираются в учебниках Кулешова, Бордуэлла и проч. Прилагаю свой собственный макет технического сценария, в котором нет ничего лишнего и на который можно опираться при подготовке портфолио (у моего 10-минутного фильма получилось около 100 кадров – 15 подобных листов):


При съемке автопортрета также нет единого успешного рецепта. В Интернете не так много информации и еще меньше достойных примеров. Одним из решающих факторов непоступления на FAMU, я считаю, стал плохо проработанный автопортрет, в итоге я подвергнул его существенным изменениям. Я видел несколько работ абитуриентов последних лет, но ничем не впечатлился. Мое видение на выполнение задания следующее: попытайтесь рассказать не о том, что вы любите, или что ненавидите, а о том, в чем сомневаетесь, что заставляет вас думать и мечтать. В просмотренных мной работах абитуриенты описывали свой обычный день, рассказывали биографию, но в них не было личности. От вас не требуют сухого рассказа о себе, для этого существует резюме, поведайте лучше о каком-либо случае из жизни, который изменил вас, заставил смеяться или плакать, поделитесь мыслью, которая не дает вам покоя, проявите индивидуальность, пусть это будет в последнюю очередь биография, а в первую – маленькая частичка вас.

О сочинении и резюме не считаю нужным долго рассуждать, каждый год темы меняются, лишь упомяну, что одной из самых оригинальных идей, которые я слышал за последнее время была связана с сочинением на тему: «Почему я – идеальный кандидат». Абитуриент написал, почему он НЕ идеальный кандидат и в итоге был принят.

Не знаю, стоит ли упоминать, что все работы должны быть на чешском языке? На сайте FAMU написано, что если фильм снят на иностранном языке, то необходимо оснастить его английскими субтитрами. У меня был как раз такой случай, но все-таки я решил позвонить на кафедру режиссуры и выяснить подробности.  Оказалось, что любые субтитры, кроме чешских считаются минусом и при выборе из двух равных работ будет выше оценена та, что на чешском языке/с чешскими субтитрами. В то же время, не думаю, что знание языка играет очень важную роль при поступлении на творческие специальности. Позже узнаете почему мне так кажется.

Через неделю после отправки портфолио, я получил электронное письмо из UTB, в котором говорилось, что я прошел на второй тур вступительных экзаменов на факультет режиссуры и сценаристки. Через 4 дня мне предлагалось приехать на 3-дневную экзаменационную сессию. За те же 4 дня необходимо было сделать фотосценарий из 25 фотографий на вольную тему и изучить статью «Анализ фильма» в одном из учебников, несложно догадаться, что одним из заданий на втором туре был анализ фильма.

Итак, статью оставим в покое, а фотосценарий заставил меня задуматься. Вольная тема – самое большое зло, по моему мнению. Как и чистый лист перед писателем. Хотя, у меня на руках оставалась старая работа с поступления на FAMU, я решил сделать другой фотосценарий, тем более, мне было предоставлено больше свободы в виде 25 фото (а не 10, как на FAMU). Поразмыслив пару дней и не придумав ничего лучшего как снять детективную историю в стиле нуар, я осуществил задуманное. Несколько советов: перед съемкой тщательно продумаете идею. Помните, что одними лишь визуальными средствами вам необходимо рассказать определенную историю. Нарисуйте сториборд, это поможет понять каким способом лучше снимать, для этого не нужно быть художником, рисуйте схематично, техника – не главное. Играйте размерами кадра и фокусом. Вот 3 последовательные фотографии, вырванные из середины сценария, которые выражают вышеописанную мысль:


Покажите сториборд своему другу, не рассказывая историю – поймет ли он идею? Если да, то вы на половине пути к успеху! 

Экзамены
В первый день второго тура абитуриентов на все специальности посадили в большую аудиторию писать тест. Комиссия открыла запечатанные конверты и раздала задания. Не сказать, что тест был сложный, к примеру в нем значились такие вопросы: «Какое преимущество имеет линейный монтаж над нелинейным?», «Какой чешский фильм завоевал Оскара до 1989 года и какой после 1989?», «Какой вклад в искусство внес Карел Земан?»,  «Назовите отличительные особенности немецкого экспрессионизма и две работы в этом стиле», «Назовите 5 чешских режиссеров и по одному их фильму»,  «Какие особенности у цифровой и пленочной видеокамер?», но были и вопросы, смысл которых я не понял в принципе. К примеру, «Что значит понятие Звуковой Мустек?» и прочие вопросы о деятелях чешской культуры, о которых я не слышал ни разу.  Тем не менее, тест – скорее формальность, не играющая ключевое значение на результат. На тест было дано 45 минут, затем всех отпустили на 2-часовой перерыв. Какие задания ждали нас впереди, никто не знал. Только в начале следующего экзамена нам подробно рассказали какие задания мы будем должны выполнить во втором туре. Первым из них было нарисовать сториборд и написать к нему сценарий на заданную единую тему. Нам всем выдали распечатки со следующим содержанием:


Необходимо было придумать сюжет 5-10 минутного фильма с персонажами этой «человечной» драмы, нарисовать сториборд, снабдив сцены диалогами и описанием. Опять скажу, что не обязательно обладать художественным талантом, рисунки вполне могут быть схематичными. Замечу, что перед экзаменом я подготовил в голове идеи нескольких драматических ситуаций на темы, наподобие «Конфликт», «Ссора», «Истина» и т.п. Хотя это и необязательно, уж если вы решили стать режиссером и в своем стремлении дошли весьма далеко (переезд в другую страну, вступительные экзамены), то у вас должны быть наброски будущих картин. Я не очень люблю Тарковского, но одну его мысль всегда ношу с собой: «Я бы режиссера проверял так: если у него нет десяти законченных замыслов, десяти задуманных фильмов, которые он готов начать снимать завтра же, — дело никуда не годится.».  В общем, я с легкостью адаптировал свою домашнюю заготовку, снабдив ее подробностями из рассказа о проданном кольце. Оставалось только перевести все на чешский, придумать раскадровку основных частей, и нарисовать сториборд, на работу было отведено долгих 4 часа, ограничений по объему не было. Разрешено пользоваться любыми материалами, интернетом, компьютером, телефоном, выходить из класса и проч., профессор, наблюдавший за течением экзамена, сам отлучался на продолжительное время. Милая деталь: на второй день для нас любезно подключили Wi-Fi с названием «přijímačky».

В начале второго дня нас ждал обещанный анализ фильма. Перед просмотром фильма декан, глядя на меня сказала: «Вы же не владеете чешским в полной мере? Там пишите на английском, или тезисно на чешском». Я с радостью воспользовался предложением и следующие две письменные работы писал на английском, благо, это мой второй язык. Мы смотрели чешский фильм «Протектор», а я зачем-то делал пометки к каждой сцене, которых насчитал аж 70. На написание анализа отводилось 2,5 часа, требование к объему – минимально 2 страницы. Не буду описывать подробно это задание, в Интернете полно материалов на всех языках и примеры работ. Заметьте, что речь идет об анализе, а не о рецензии. Опять разрешалось пользоваться любыми материалами.

Вторая половина дня была посвящена написанию сочинения на тему: «Кто я такой и что для меня важно». 4 часа, 2 страницы. Написать какой я талантливый, одаренный, умный, что могу смело назвать себя личностью? Написать то, чего от меня ждут было бы неправильно. Посмотрев на задание с другой стороны, я решил описать одну свою детскую черту характера (преувеличение значения фактов и событий) и как с ее помощью я начал стремиться к реализации тех преувеличенных или фантастических фактов, которые раньше выдумывал. Развив данную мысль, я закончил письменную часть второго тура. Не скажу, что мои идеи являются 100% правильными, но все эти задания в первую очередь ориентированы на мышление, на умение рассуждать, выдумывайте свои нестандартные ходы, первую пришедшую в голову мысль переверните с ног на голову, может это и есть верный метод? Подумайте над тем, что НЕ надо писать, а не над тем, что надо… Пишите искренне, не заботьтесь о впечатлении, которое вы произведете, как и истинное искусство не заботится.

Во второй день на стенде информации вывесили порядок прохождения студентами индивидуального устного экзамена, запланированного на последний третий день. Придя в 10-00, за 15 минут до назначенного времени, я узнал, что «очередь» продвигается медленно, что вместо указанных 10 минут, с абитуриентами беседуют 15-25.  Таким образом, мой «выход» откладывался на час как минимум, что добавило мандража. Признаться, я рассчитывал, что со мной будут беседовать на английском, хотя и не слишком надеялся на такую лояльность. Молчаливые и сосредоточенные чехи, к моему удивлению, очень волновались и переживали, в предыдущие два дня на ними подобного замечено не было. Дождавшись своего приглашения, я неровной поступью зашел внутрь, где сидели два профессора в возрасте и их молодой коллега. Мне сразу же было предложено (на чешском, естественно!) сократить мой домашний фотосценарий до 10-12 фотографий. Хотелось ответить, что этого я сделать не могу, потому что каждая картинка является важной частью общего сюжета, но поддался. Выбрав нужное число фотографий, меня спросили, почему выбрана именно такой стиль и именно такая тематика. Услышав  слово «нуар», меня попросили привести пример фильмов в подобном стиле из истории кинематографа. Назвав несколько, было похоже, что аппетит комиссии временно удовлетворен. Задав еще несколько вопросов, касающихся моих вкусов и предпочтений (Какие режиссеры мне нравятся? Почему? Какие фильмы мне нравятся? Что из последнего запомнилось? Какие русские режиссеры (ненавистный вопрос!) мне по душе?), пришел черед самого главного: «Зачем вам нужно стать режиссером? Что вы можете сказать миру?». Это был апогей всего моего пребывания в Чехии, наверное, каждый готовит ответ на подобный вопрос, явно или подсознательно. У меня также поинтересовались как я собираюсь восполнять свой языковой «гандикап», не во владении чешским, потому что любой язык можно выучить, а как я смогу заметить фальшь в игре чешского актера (почему-то этот вопрос особенно волновал экзаменаторов). Закончив беседу шуткой (на вопрос почему я не поступаю в роскошный ВГИК, я ответил, что не имею за душой ни единого миллиона, профессора иронично заметили, что пора бы в Чехии тоже завести подобную систему, а так как мне уже вернули конверт с портфолио, я в ответ удивился, разве комиссия не нашла в нем свои «подъемные»?) я вышел из аудитории, заметив, что пробыл там 35 минут вместо запланированных 10-ти или «чешских» 20-ти. Не знаю говорит ли это о чем-либо, но в последнюю очередь виноват здесь языковой барьер. В целом атмосфера экзаменационного периода не напрягала, никого не торопили, по прошествии времени одного из письменных заданий, декан предложила доделать работу тем, кто еще не успел закончить.

Что написать в заключении этого наставления (сказать правду, я не думал, что получиться такой объемный текст)? Пожалуй только то, чего уже касался: нет единой успешной схемы поступления на творческую специальность, возможно, это скорей лотерея, чем спортивный и честный конкурс. Существуют определенные правила чего точно НЕ нужно делать при подготовке портфолио или во время экзаменов, многие из них я описал. В конце приведу главный тезис, вытекающий из всего вышесказанного: будьте оригинальными, оставаясь личностью, помните, что в ваших силах выдумать/сделать то, что ни одному человеку на свете даже не придет в голову.

Если вы не услышали ответа на один из своих вопросов о поступлении, буду рад вам помочь, порекомендовать литературу или что-то посоветовать:

2 комментария :