28 янв. 2013 г.

О семестровом экзамене - первый взятый рубеж


Закончилась первая половина подготовки студентов годичных курсов к поступлению в вузы. Последнюю неделю – с 21 по 24 января – студенты сдавали экзамен, тесты, зачеты, рефераты или презентации.
На тестах, включающих материал за все первое полугодие, у слушателей курсов была возможность проверить свой уровень знаний, понять, чему же они действительно научились. В конце второго полугодия студентов ждут экзамены по всем изучаемым предметам, а сейчас они сдавали экзамен по самому важному – чешскому языку.


Экзамен состоит из двух частей – письменной и устной. Он одинаков для студентов всех образовательных центров Института языковой и профессиональной подготовки. Письменную часть экзамена все студенты пишут в один день.
Экзамен подготовил Центр исследований и тестирования ИЯПП совместно с методистами чешского языка из отдельных центров. Задания экзамена в полной мере отвечают Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком на уровне В1. Экзаменаторы снабжены очень точными и подробными таблицами и инструкциями о том, как оценивать отдельные части экзамена, какие проявления являются ошибкой, а что допустимо. Таким образом гарантировано, что все студенты ИЯПП оцениваются одинаковым методом и возможно объективное сравнение уровня их знаний.

Как же устроен экзамен по чешскому языку на уровне В1 согласно Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком? Экзамен состоит из нескольких частей, которые проверяют рецептивные речевые навыки (понимание прочитанного и услышанного) и продуктивные навыки (говорение и письмо).
У наших студентов, в большинстве своем русскоговорящих, очевидно, не может быть (и нет) больших проблем с чтением и аудированием. Оба языка – чешский и русский – славянские и настолько близки, что после короткого тренинга уже возникает понимание.  Поэтому в частях экзамена, проверяющих рецептивные речевые навыки, студенты показывают очень хорошие результаты.

Намного хуже обстоят дела с письмом и говорением.  Экзаменационные задания несложные, но оцениваются очень строго. Кроме того, у русскоговорящих студентов наблюдается тенденция выстраивать слишком длинные  сложные предложения. Часто учащиеся пишут намного более объемные тексты, чем это требуется по заданию (в этом году во втором задании нужно было написать всего 120 слов). С заданиями на проверку продуктивных навыков лучше справляются студенты, для которых родной язык не славянский. Они не эксперементируют, не усложняют ситуацию, а просто точно выполняют задание.

Письменная часть экзамена началась в понедельник 21 января в 9 часов. Студенты собрались в своих классах, учителя ознакомили их с тем, как будет проходить экзамен, и выписали на доску расписание – от скольки до скольки будет проходить каждая часть теста.

Студенты должны были выключить свои телефоны и убрать в сумки всю остальную технику. Некоторые учителя собрали мобильные телефоны и уложили их на своих кафедрах. На столе могли быть только письменные принадлежности (ручки). 
Внимание уделялось и тому, чтобы студенты не могли списывать друг у друга: тест был в двух вариантах и, если позволял размер класса, студенты сидели за партами по одному. Сначала были выданы первые две части теста – чтение и лексико-грамматическая. Чтение, как и ожидалось, было легким, а у хороших студентов не было проблем и с грамматикой. Тот, кто выполнил задания раньше времени, мог выйти из класса и вернуться уже на вторую часть экзамена. 
После пятнадцатиминутной перемены следовало аудирование, а после еще одной перемены пришло время самой тяжелой дисциплины – письму. Студенты должны были кратко ответить на пять вопросов и написать неформальное электронное письмо.

Устный экзамен проходил в среду и четверг. Экзамен принимало шесть комиссий, каждая состояла из двух учителей чешского языка нашего центра. Ни один из учителей не мог экзаменовать своего студента. Один член комиссии (спрашивающий) задавал вопросы, второй (оценивающий) сосредоточился только на записи ошибок и оценке устной речи.
Каждый студент был экзаменован 15 минут. Экзамен состоял из нескольких частей: разговор о студенте, придумывание вопросов к изображению, диалоги в симулированной ситуации, реакция на вопрос или проблему.
После экзаменовки оба экзаменатора советовались и по точно установленным критериям оценивали студента баллами. Оценивались фактическая правильность, грамматическая правильность и произношение.

Результаты отдельных студентов и групп найдете на странице «Итоги».

Студенты сдали первый языковой экзамен на уровень В1. В конце учебного года их ждет гораздо более сложный экзамен по чешскому языку на уровне В2. На этом экзамене намного больше внимания уделяется правильности, беглости и точности речи студента, также заметно более сложными будут  лексико-грамматическая часть и письмо. На подготовку к преодолению этой высокой планки у студентов есть весь второй семестр.

Комментариев нет :

Отправить комментарий